nadya_petrova (nadya_petrova) wrote,
nadya_petrova
nadya_petrova

Categories:

Никон, Аввакум, Епифаний...

Судьбы патриарха Никона и его главного и непримиримого противника протопопа Аввакума странным образом связаны с Соловецким монастырем.
Никон родился 24 мая 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманово Нижегородской области. Он был крещен Никитой. Мальчик вырос высоким, крепким, богатырского сложения, с колоритным лицом и выразительными глазами. Когда он стал патриархом, его патриаршее облачение тоже было богатырским и весило пять с половиной пудов (около 90 килограммов). В нем он служил и ходил в дальние крестные ходы.


                                          762100

Никита был морально и физически силен и многого требовал от окружающих. Этим и объясняется жесткость, с которой он впоследствии проводил церковную реформу. И те серьезные ошибки, которые привели к расколу Русской православной церкви, так же объясняются во многом особенностями его незаурядной личности.
Всю свою жизнь он посвятил служению Богу и церкви. Еще мальчиком убежал из дома и поселился в Макарьевском монастыре Костромской губернии. Достигнув 20 лет, Никита женился по уговору родственников, стал дьячком, а затем священником. Молодой священник быстро прославился, и гостившие на Макарьевской ярмарке купцы уговорили его переехать в Москву.
В Москве он служит в церковном приходе, живет мирной жизнь. приходского священника. Неожиданно на его семью обрушивается страшное несчастье - один за другим умирают все три его сына. Никита потрясен. Он видит в этом знамение Божие, приказ уйти от мирской жизни. В свое время он хотел уйти в монастырь, но родные отговорили его, и он послушался, не вняв зову Господа. За это Господь послал ему наказание. Не услышать зов Господень во второй раз было нельзя.
Никита договаривается с женой, что она пострижется в монахини Московского Алексеевского кремлевского монастыря. Сам он в тридцать лет уезжает на Соловки в строгий Анзерский скит под начало старца Елеазара.
Здесь он постригся в монахи, и с этой минуты Никита исчезает, а на исторической арене появляется пока еще никому не известный монах Никон.
Ему недостаточно было испытаний, определенных общими, весьма строгими келейными правилами Анзерского скита. Дополнительно к ежедневным молитвам Никон прочитывал весь Псалтырь, клал по тысяче земных поклонов каждый день. Жизнь в Анзерском скиту была строго регламентирована, иноки вели уединенный образ жизни и собирались вместе только по субботам и воскресеньям. Так в трудах и молитвах прошло пять лет. Затем происходит конфликт с руководившим братией старцем Елеазаром, и Никон решает тайно покинуть обитель. Он уговаривает рыбака-помора бежать, и в небольшой лодке они отплывают к материку. На море разразилась сильнейшая буря, и беглецы едва не погибли. Удалось спастись, пристав к Кий-острову, недалеко от устья реки Онеги.
Впоследствии, когда Никон станет патриархом, он прикажет построить на Кий-острове личный монастырь - Крестный. Из устья Онеги через леса и болота Никон пешком прошел до Кожозера, на берегу которого располагался Кожозерский монастырь. По благословению настоятеля он был принят в монастырь и начал подвиги уединения. Через три года после смерти настоятеля Никон был избран игуменом этого монастыря.
В 1648 году Никон по делам монастыря прибывает в Москву, где молодой царь Алексей Михайлович при первой же встрече пожелал оставить его в Москве и сделал Никона архимандритом Ново-Спасского монастыря - родового монастыря-усыпальницы Романовых. Таким образом Никон фактически стал священником домашней церкви монарха.
В 1653 году в возрасте 47 лет Никон становится патриархом.
Дальнейшая история его жизни полна удивительных взлетов и трагических падений, но в данном случае речь не о том.
Главное то, что более 12 лет будущий реформатор-патриарх, один из основных виновников раскола в Русской православной церкви, прожил на Севере - в Анзерском скиту и Кожозерском монастыре. Именно су4ровость монастырского служения в условиях Севера закалили его душу и тело, сделали его таким непримиримым и жестким реформатором.
Но парадокс истории заключается в том, что и его наиболее последовательные обличители-оппоненты тоже имели самое непосредственное отношение к Соловецкому монастырю, прошли ту же самую суровую школу молитв и послушания.
Некто инок Соловецкого монастыря Епифаний, не приняв никоновской реформы, ушел из монастыря в 1657 году и долго жил отшельником в различных скитах Поморья. Там предположительно в 1665-1666 годах он анписал "Большую книгу", обличавшую никоновскую реформу и ее сторонников.
в 1666 году Епифаний принес книгу в Москву с целью публичного обличения никониан, но был арестован и осужден Церковным собором 1666-1667 годов, наказан "урезанием языка" и сослан вместе с протопопом Аввакумом в Пустозерск. В пустозерской ссылке содержался вместе с Аввакумом в земляной тюрьме, был его духовным отцом.
Епифаний сожжен вместе с Аввакумом 14 апреля 1682 года.
Одна из ключевых загадок периода раскола Русской православной церкви: что знал Епифаний о пребывании Никона на Севере? Почему бесследно исчезла обличающая Никона "Большая книга"? Почему первоначальным наказанием было "урезание языка" одному из видных деятелей и писателей раннего старообрядчества? Какую тайну он должен был открыть? Как ему, безъязыкому, удалось стать духовным наставником Аввакума?
Создается впечатление, что Епифаний собрал настолько серьезные материалы, обличающие будущего патриарха в период пребывания его на Соловках, что обличителю немедленно заткнули рот. Действительно, пребывание Никона на Соловках не было гладким даже по немногим сохранившимся свидетельствам. Ведь побег из скита - именно тайный побег, а не перевод в другой монастырь - это серьезнейший проступок, за который полагается наказание. По словам никоновского жизнеописателя Шушерина, в Соловецкой обители "диавол велию брань нача воздымати на Никона: бесы давляху его и другие пакости деяху". Здоровый, сильный молодой мужчина, оказавшись в жестких условиях жизни в скиту, - его не могли не смущать бесы. Можно только догадываться, в чем это выражалось. А более конкретно об этом пытался рассказать соловецкий инок Епифаний, но его речи были пресечены рукой палача.
Наша история полна удивительных тайн и загадок. Многие из них, может быть, так никогда и не будут раскрыты. Наверняка птриарх Никон лично позаботился о том, чтобы "Большая книга" инока Епифания исчезла навсегда.
Tags: хочу все знать
Subscribe

  • Невозможно жить без провалов...

    Посмотрела ролик с речью Джоан Роулинг, которую она держала перед выпускниками Гарварда. Мне про нее давно уже кто-то говорил, но проблема в том,…

  • Дорогой дневник...

    Ведение дневника - это занятие не только для страдающих от неразделенной любви подростков или третьеразрядных политиков. Оказывается, это своего…

  • Ведро с крабами.

    В психологии есть интересная теория - "Crab Bucket Thtory" или "Теория Ведра с Крабами". И хоть описывает она поведение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments