Мария Стюарт.

Я очень люблю молодежные, эксперимнтальные театры. А питерский "Такой театр" именно такой театр.

Правда, я у них пока только одн постановку посмотрела - "Мария Стюарт" - но она настолько хороша, что я теперь при любом удобном случае буду стараться на их спектакли попасть.




В наше время различными экспериентами никого не удивить, но никакие новаторские идеи и смелые решения не гарантируют успеха. А уж тем более театрам, которые живут только на пожертвования спонсоров и доходы от продажи билетов. Для них любой риск сродни подвигу! А потому одновременно и удивляет, и заслуживает внимания попытка "Такого театра", существующего без своего зала и постоянной труппы, поставить столь сложный материал, как "Мария Стюарт".



Дуэт режиссеров - Варя Светлова и Игорь Сергеев вдохновлялись не канонической пьесой Шиллера, которую кто только не ставил, а книгой Стефана Цвейга. Сам Цвейг обозначил ее как "романтизированную биографию", что очень кстати - "романтизированность" дает больше свободы и избавляет от пафоса.



Этот спектакль - ни разу не историческая реконструкция, это сразу старательно подчеркивается костюмами. Историки станут рассказывать, как королева торжественно ехала по улицам Эдинбурга, а народ, ликуя, встречал ее. В "Таком театре" приезд Марии сделали совсем ненапыщенным и куда более символичным. На своем пути Мария (Светлана Савенкова) встречает простолюдинку (или ведьму?), которая в мрачном настроении тащит куда-то труп своего брата и предлагает королеве взять его в мужья. А в качестве трупа на сцене появляется Станислав Белозеров, который чуть позже предстанет в образе Генриха Стюарта, лорда Дарнли - второго мужа Марии, убитого заговорщиками.



Один из самых запоминающихся персонажей - Джон Нокс (Игорь Грабузов). В отличие от реального Нокса Грабузов не обвиняет королеву в распутстве и католичестве, а располагает к себе зрителей ироничной и живой проповедью о выборе, который есть всегда: знание, власть, любовь - подойти к ним с позиции обладания или отнестись как к процессу, требующему работы, - каждый выбирает для себя и платит за выбор свою цену. "Иметь власть" или "быть властью".

Королева, супруга, женщина - это те же титулы, просто иметь которые мало, каждый нужно подтверждать, устанавливать границу и выбирать очередность. Объединить три в одном, скорей всего, не удастся. Выбор неизбежен...
Мария, королева Шотландии, прислушаться к себе и сделать выбор, не навязанный предками, не смогла. Попыталась его обойти. Попытка провалилась с треском.



Удивительно, насколько актуальный спектакль. Между 16 веком и настоящим моментом пролегли сотни лет, а принципиально в понятиях и действиях народа и власти ничего не изменилось. Не решаем мы - решат за нас и, увы, не в нашу пользу.

Posts from This Journal by “театр” Tag