Приснится же такое!

Представте одну из самых известных пьес Шекспира в абсолютно традиционной постановке.... На фоне бесконечных режиссерских интерпретаций его сочинений стремление воплотить пьесу, не искажая и не преображая в угоду современным тенденциям, кажется пррактически авангардом. Подобными "эеспериментами" прославился Доминик Дромгул, возглавляющий британский театр "Глобус".

Я уже однажды имела счастье восхититься их постановкой "Венецианского купца". А вот теперь настал черед для пьесы "Сон в летнюю ночь". (Ну, понятное дело, в рамках "TheatreHD".)



Фишка "Глобуса" - реконструкция шекспировских традиций. Помещение воспроизводит форму того самого "Глобуса", зрители стоят перед сценой, зал освещен лампами, имитирующими дневной свет, потому что в шекспировские времена спектакли шли днем, при естественном освещении. Музыканты играют вживую на инструментах того времени, костюмы на актерах тоже, как правило, отсылают к елизаветинской эпохе.



Меня этот спектакль покорил с первых минут, потому что режиссер вставил в действие немой пролог, объясняющий зрителю предысторию событий и задающий тему действия. Вот на сцене появляется афинский герцог Тезей и королева амазонок Ипполита. На них костюмы времен Шекспира. Тезей созывает войско и идет войной на амазонок, вооруженных длинными английскими луками. Дальше происходит этакий своеобразный танец-пантомима, битва полов. Ипполита проигрывает и как-бы покоряется (и мы ей как-бы верим). С этого начинается спектакль.... Я в восхищении!

Но половина персонажей пьесы вообще не люди. Для нас, современных, напичканных научной и не очень фантастикой, - это древние фэйри, какии мы их представляем сегодня. Вот интересно, а как их себе представлял Шекспир?...

Короче, у Титании роскошная корона из ветвей, но она, мягко говоря, не красавица. И в споре с Обероном она не слишком выигрышно выглядит. Такое впечатление, что откусила бальше, чем может проглотить, феминизм не спасает.

А Оберон роскошен сам по себе. Он периодически носит на голове оленью шкуру с вооооот такими рогами, у него голая мускулистая грудь, низкий ревущий голос и огромный гульфик. (Правда он туда все время что-то подкладывает или достает, потому его размеры скорее внушают сомнения...) Но вообще, он могуч и прекрасен.



Пак выглядит странно и наводит на некоторые, не вполне политкорректные, размышления. Но он тоже очень хорош.

В целом же маски пары Оберон/Титания уступают паре Тезей/Ипполита. Я почему говорю маски - дело в том, что эти роли играют одни и те же актеры. И у смертных получается интереснее.
Ипполита внешне подчиняется Тезею, но при этом она с ним невероятно холодна, постоянно демонстрирует свое невысокое о нем мнение и в буквальном смысле слова ставит ему подножки. При этом Ипполита больше похожа не на побежденную королеву амазонок, а на современную женщину, которая сама себе внушила, что ее путь - это морально-партизанская борьба с партиархальным обществом.

Феминистский посыл в итоге звучит примерно так: да, в конце пьесы Ипполита согласилась увидеть в Тезее если не господина, то друга. Но не потому, что он такой мачо, а потому что он добрый. Забавно видеть, что именно покоряет Ипполиту. Она добавила ему очков, когда он поставил чувства влюбленных выше "строгого афинского закона". И да, ей понравилось, когда Тезей произнес свой знаменитый монолог про "поэтов, безумцев и влюбленных", живущих в плену воображения: несмотря на свою внешнюю строгость, в глубине души Тезе оказался романтиком.

Но окончательно он завоевал ее сердце, когда после брачной церемонии согласился посмотреть пьесу ремесленников. Вот эта театральная самодеятельность (мне раньше всегда казалось, что это долго, нудно, пошло...), ремесленники и вообще вся эта линия реализована выше всяких похвал. Зал в "Глобусе" хохотал от души и мы, зрители в нашем зале с удовольствием к ним присоединялись. Причем тоже от души. До коликов. Впервые мне не хотелось, чтобы эты сцены сократили....

Posts from This Journal by “theatrehd” Tag

  • Мои театральные рекомендации на октябрь.

    Я давно пользуюсь рекомендациями одной девушки из Санкт-Петербурга, которые она составляет на каждый месяц - какие спетакли, по ее мнению,…

  • Они, оказывается, тоже были молодыми! Прикинь!

    Вот никогда не думала, что буду с восторгом говорить о Карле Марксе... Ни от чего не зарекайся... Ну какие первые ассоциации на ум приходят при…

  • Двенадцатая ночь.

    Если уж замахиваться на комедию Вильяма нашего Шекспира, то безусловно, лучшая комедия - "Двенадцатая ночь". А "Двенадцатая…

  • "Кради как художник"?

    В продолжение заметочки про "Проделки Скапена". Наткнулась на интересную информацию. В истории парижского театра Пале Рояль был период,…

  • Проделки Скапена.

    В "Театральном киносезоне" показали совсем свежую постановку Комеди Франсез - "Проделки Скапена" по пьесе Мольера. Давненько…

  • Другая Саломея.

    Недавно болтала с одной своей подругой, которая в очередной раз клеймила меня позором за то, что мне нравятся спектакли в постановке Романа Виктюка…