За двумя дамочками погонишься...

Вот если бы вам сказали, что пьеса, на премьеру которой вы собрались, в основном о смерти, как бы вы на это отреагировали?



В нашей советской и постсоветской культуре смерть всегда была нежеланной темой. И уж конечно, игровые отношения с ней казались кощунством. Наверное поэтому пьеса "Две дамочки в сторону севера" Пьера Нотта и называется "черной комедией". Хотя она, эта пьеса, в 2008 году была названа критиками лучшей пьесой года во Франции.



Сюжет такой: у двух пожилых сестер умирает еще более пожилая мать. Это печальное обстоятельство объединяет их, они вспоминают свою жизнь, отношения с матерью и застарелые сестринские обиды. Сестры решают отвезти прах матери на могилу отца, но не очень точно помнят, где она.



Ну и начинается их теоретически скорбное, а на самом деле очень даже весело путешествие в Амьен, "в сторону севера".



Младшую сестру Бернадетту, нервную, мнительную, все время требующую к себе внимания сыграла актриса Галина Морозова. Ее капризы терпеливо и иронично тащит на себе старшая Аннетта. В этой роли очень обаятельно существует Людмила Советова.



За Аннеттой целый груз обид, тяжелых воспоминаний, ревности к младшей... Все это прочитывается не сразу, возникает как легкий намек, исчезает и возникает снова, складываясь в важные темы.



Актрисы создали замечательный дуэт "двух дамочек", следить за которым - настоящее театральное наслаждение.



Всех остальных действующих лиц, по замыслу режиссера Алексея Ермилышева, изображают Александр Зимин и Павел Каныгин. Они мгновенно перевоплощаются то во врачей, то в полицейских, то в танцоров. Слуги просцениума, так их назвал режиссер. "Начинатели игры".



И вот честно, я особой "черноты" этой пьесы не ощутила. Смерть присутствует там как исходное событие. Она есть в начале и особенно присутствует в эпизоде, когда сестры едут в больничном лифте, обе играют почти животный ужас перед ней.



А потом этого ощущения смерти уже нет. Вроде бы шатаются сестрички по кладбищам, но там тихо и безопасно. В руках все время урна, в которой должен бы быть прах матери, но нет, из нее постоянно что-то достают: то очки, то карты...



Режиссер ввел еще одну очень важную тему - время. Время, которое не остановить, оно утекает, как песок сквозь пальцы. Этот символ времени очень здорово дополняют песчаные картины, которые рисует Александр Менухов. Картинка возникает под руками и через несколько секунд тает, как время, ускользает...




И актеры играют о том, как важно помнить о нежности, о понимании, о прощении. И о быстротечности времени. На наших глазах за час с небольшим происходит очищение и примирение.

Posts from This Journal by “театр” Tag

  • Планы, планы....

    Как там у Пушкина: "Ох, лето красное! любил бы я тебя...". Гению любить лето мешали комары и мухи (с репилентами в то время засада была).…

  • Песни о России в доносах и челобитных.

    Посмотрела сегодня спектакль "Слово и дело" Театро ди Капуа. Ну, доложу я вам, ожидала, что будет интересно, но чтоб ТАК!!! Завтра будет еще один…

  • Это так странно - ждать осени...

    Как это ни печально, но 85 театральный сезон в Архангельском театре драмы завершился. Завершился показом спектакля "Рождество…

  • Кое-что хорошее в мае.

    Май выдался на редкость театральным! Во-первых, в мае в нашем городе проходил театральный фестиваль "Родниковое слово". Столько разных…

  • Карамазовы.

    Знаете, бывает смотришь спектакль и думаешь: "О, как синхронно они тут все сделали! Интересно сколько времени они это репетировали?" Или…

  • Встретимся в театре?

    Вчера в Архангельске стартовал театральный фестиваль "Родниковое слово". Уже шестой по счету. С 5 по 13 мая нас ждут встречи с 15 театрами…

Как я своё надгробие держала
Пользователь severniy_emir сослался на вашу запись в своей записи «Как я своё надгробие держала» в контексте: [...] же почитать, что пишут другие зрители. К примеру: Надя Петрова написала и нафотграфировала вот так [...]