Ромео с микрофоном, Джульетта с транзистором...

Все-таки какое это счастье, что есть этот проект - "Тетральный киносезон"!
"Ромео и Джульетта" наверное самая известная и ставящаяся пьесса Шекспира. Каких только постановок мы не видели - и исторических, и осовремененных... Вчера посмотрела еще одну, от Комеди Франсез.

f2fd5c524d4d9d65d428502b093b3c25841f15a1.jpg
Просто удивительно, что так много умный режиссер может вытащить из "затасканной" пьессы. Особенно понравилось, что удалось отвлечь зрителя от ожидаемого финала, история кажется такой легкой, счастливой, что внезапная катастрофа и в самом деле воспринимается как внезапная. Понравилось, что трагедия начинается не там, где физически наступает смерть, а там, где умирает беззаботное счастье. Счастье кончилось не из-за того, что Ромео убил Тибальта, а потому, что все близкие предают и становятся врагами. И даже если бы им удался их план, если бы Ромео вовремя предупредили и он забрал бы Джульетту, все равно того счастья уже не вернуть...


А дальше пусть здесь будет рецензия.

Театр «Комеди Франсез» начал трансляции в кинотеатрах России – с легких и модных «Ромео и Джульетты». В этом спектакле консерватизм – здоровый, традиции – живые, чувства – настоящие, доминирующие тона – светлые. Хоть и трагедия, а выглядит празднично – гимном торжествующей любви.

«Ромео и Джульетт» в мире видимо-невидимо, и если с кино просто – смотри, когда хочешь, любую (по-хорошему, можно остановиться на двух: классическом фильме Дзеффирелли и новаторском – База Лурманна), в театре, создании эфемерном и хрупком, о большинстве былых постановок можно судить только по чужим словам. Из легенд новейшего времени – спектакль Романа Козака в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, редкая версия, где исполнители главных ролей – вчерашние студенты Сергей Лазарев и Александра Урсуляк – были ненамного старше шекспировских подростков (никогда не забуду, как набившие зал до отказа несовершеннолетние поклонницы музыкальных талантов Лазарева на аплодисментах стояли в проходе и молитвенно шептали «Серёжа! Серёжа!»). И грубый, и нежный, «сделанный» из дерева и конфетных фантиков, заменявший кровь марким свекольным соком спектакль Николая Коляды в Екатеринбургском театре драмы, с Олегом Ягодиным и Ириной Ермоловой. Литовские «Ромео и Джульетта» Оскараса Коршуноваса, разыгравшиеся на безразмерной итальянской кухне, в клубах белой муки. В отличие от этих, канувших в историю спектаклей, новой французской постановке повезло: она идет не только в парижском театре, но и в кино, по всему миру. Это правильно: версия актера и сценографа Эрика Рюфа, возглавляющего сегодня «Комеди Франсез» (кстати, первая режиссерская работа Рюфа в статусе художественного руководителя), тонка, энергична и хороша собой.
«Комеди Франсез» – гордость Франции, место особой важности (несколько лет назад мои не слишком осведомленные о театральных порядках друзья на полном серьезе спрашивали, пускают ли в «Комеди Франсез» в кроссовках и casual), театр с многовековой историей и щедрой господдержкой. Это почти пугает – сразу думаешь про наш Малый, заповедник старых форм. Но у французов всё иначе, и верность традициям не помеха жизни. Я впервые оказался в «Комеди Франсез» в 2003-м, на «Лесе» Петра Фоменко, где было место и прекрасному хулиганству: взять хотя бы момент встречи Счастливцева и Несчастливцева, остановившихся на дороге по малой нужде. Это – к слову, для мгновенной иллюстрации свободы на величественной сцене в шаге от Лувра. У Рюфа физиологических шуток нет, зато есть остроумно придуманный и безупречно выдержанный стиль: режиссер переместил Верону эпохи Ренессанса в условное ретро, совмещающее черты 1930-50-х годов ХХ века; очень кинематографичное и острое время. И Рюф создаёт атмосферу, нарядную и тревожную одновременно, без лишних слов, визуальными мазками-деталями: в то, что парни Монтекки с танцулек запросто могут уйти в партизаны, Сопротивление или банду Безумного Пьеро, веришь с полувзгляда – на лица, походку, силуэты.
Эта старая Европа своей парадной приподнятостью вызывает невольные ассоциации с советским ретро: будто встреча равно уважаемых, но враждующих семей случилась где-то на летней эстраде ЦПКиО. Исполнители заглавных ролей Джереми Лопес и Сюлиан Брахим («Правила жизни французского парня») постарше, чем герои Шекспира, что идеально соответствует избранному стилю: герои французского (да и советского) кино помолодели только с «новой волной» 1960-х, до этого на экране царили люди хотя бы относительно зрелые. У Рюфа получается и филигранный психологический театр, и театр режиссера-художника: каждая мизансцена так и просится «в рамку».
Рюф использовал считающийся старомодным и пафосным прозаический перевод сына Виктора Гюго, Франсуа-Виктора – и, тем не менее, ключевое слово постановки – лёгкость. Она – во всём: парящих актерских отношениях – здесь ведут свои партии, будто танцуя; величественных, но отнюдь не громоздких декорациях; костюмах Кристиана Лакруа – о, этот уникальный неброский шик! Лёгкость и в той залихватской уверенности, с которой команда древнего и вечно молодого театра берется за заезженный сюжет: расскажем, как в первый раз! Так и получается.

Posts from This Journal by “театр” Tag

  • Ленька, Ленька, где твоя улыбка...

    "Европейская весна" продолжает радовать и удивлять. Вчера Архангельск (не весь, к сожалению) залихватски был взят в оборот бандой Леньки…

  • Кто сказал что театр умирает? Не дождетесь!

    Театр находит соприкосновение с современными технологиями. Это наглядно продемонстрировал Молодежный театральный центр "Космос" из Тюмени.…

  • Они, оказывается, тоже были молодыми! Прикинь!

    Вот никогда не думала, что буду с восторгом говорить о Карле Марксе... Ни от чего не зарекайся... Ну какие первые ассоциации на ум приходят при…

  • Легенда.

    И снизу лед, и сверху. Маюсь между. Пробить ли верх иль пробуравить низ? Конечно, всплыть и не терять надежду, А там - за дело, в ожиданьи виз.…

  • Зимняя гроза.

    Кто утром прилетает в Петербург, а вечером уже спешит в театр (БДТ) на "Грозу", тот я (или та)! "Грозу", ясное дело, кто…

  • Мария Стюарт.

    Я очень люблю молодежные, эксперимнтальные театры. А питерский "Такой театр" именно такой театр. Правда, я у них пока только одн…