В 1835 году помор Иван Пашин подал на имя министра финансов, ведавшего и торговым мореплаванием, прошение, в котором убедительно обосновал навигационную и экономическую необходимость постройки на побережье Баренцева и Белого морей освещаемых маяков «по образцу западных стран и берегов балтийских».

Иван Пашин перечислил министру места, где во время осеннего плавания в Архангельск поморским парусникам, доставлявшим норвежскую треску на Маргаритинскую ярмарку, приходилось резко менять свой курс. Такие места хорошо известны поморам и сегодня - это Святой Нос, Городецкий мыс, Терско-Орловский мыс, Пулонга, Зимние Горы, Мудьюг, Жижтин, Жужмун, Сосновец. Именно там Иван Пашин и рекомендовал правительству поставить первые маяки.
Однако, удивительно не то, что помор обратился с таким письмом к властям, а то, что власти на него отреагировали и очень быстро выполнили просьбу.
Всего за несколько месяцев Морское министерство приняло решение поставить на Белом море девять маяков!
Но как же простому помору удалось убедить чиновников выделить огромные по тем временам казенные суммы на свой маячный проект? Даже строительство одного маяка по тем временам было чрезвычайно дорогостоящим предприятием, а тут их сразу девять...
Оказывается, перед тем, как написать письмо о необходимости возведения маяков на Белом море и для того, чтобы высокие столичные чиновники в царском министерстве обратили внимание на просьбу простого помора, Иван Пашин провел настоящую, как сказали бы сегодня, пиар-компанию, которая сделала его знаменитым по всей России. Это была первая в отечественной истории, классическая и весьма успешная пиар-компания.
В 1834 году на небольшой ладье «Святой Николай» Иван Пашин совершил морской переход из Колы в Петербург, чем вызвал восторг у российских властей. Это был первый случай в истории России, когда поморское судно прошло от мурманских берегов вокруг Норвегии в Балтийское море. Плавание доказывало, что традиционные поморские суда могли плавать на очень большие расстояния и в прошлом. В этом помор на целый век опередил знаменитого норвежца Тура Хейердала, который плавал на копиях исторических судов с целью подтверждения гипотез о возможностях древних мореходов.
Когда имя Ивана Пашина оказалось на слуху столичной элиты, он получил большую известность и его мнение стало авторитетным для властей. Благодаря поморской смекалке его идея построить в Белом море маяки по образцу западных стран получила полную поддержку. Все девять маяков на Белом море теперь являются достойным памятником находчивому помору.
Сегодня опыт помора Ивана Пашина по воплощению в жизнь своих полезных идей может служить примером для всех активных граждан Поморья, которые намерены изменить нашу жизнь к лучшему.