Почти портрет, но чуть-чуть икона...

Меня можно поздравить с началом учебного года...
Дело в том, что в Доме Плотниковой в воскресенье начался цикл лекций по истории русского искусства "Искусственный отбор", который ведет Дарья Эрдман. Первая лекция была посвящена парсуне. Что это такое? А вот что -

                                 

Это Михаил Скопин-Шуйский. Родственник царя Василия Шуйского.

В интернете (ОКгугл) вот что пишут об этом направлении живописи:

"Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» , как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи, предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон.

В России парсуны появились в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи."

Дарья все это излагает куда интереснее, с показом слайдов, с рассказом о персонаже картины.

В коллекции Дома Плотниковой также есть несколько интересных парсун, которые мы после лекции рассмотрели.



Вот например, два портрета архиепископа Холмогорского Афанасия. На одном он просто негром изображен...



Но особенно задержались перед портретом монахини Нектарии (Долгорукой), в девичестве Натальи Борисовны Шереметьевой. Я о ней когда-то давно уже писала. Такая трогательная любовная история...

Теперь с нетерпением жду следующей лекции.

Recent Posts from This Journal

  • Книжный завтрак: Ну полный конец обеда.

    М.Фрай. Мертвый ноль. Фрай пишет. Мы читаем. Каждый занят своим делом... Не знаю, что уж можно такого этакого сказать о Фрае, чтобы показать,…

  • Возвращение сновидений.

    В Архангельском театре кукол сейчас время "возвращений". Театр после долгих скитаний, вернулся в свое отремонтированное, перестроенное…

  • Книжный завтрак: в гостях у букиниста.

    Ш.Байтелл. Дневник книготорговца. Это произведение невозможно оценить за сюжет, оригинальность и стиль по отдельности. Но можно описать его как…

  • В ожидании премьеры.

    Уже совсем скоро - 28 февраля на камерной сцене Архангельского театра драмы состоится премьера спектакля "Тараканы". Первый показ посетит…

  • Между нами, дамами...

    Знаете, какие признаки хорошего спектакля? - ты хочешь прийти снова - ты не смотришь на часы - ты испытываешь весь спектр эмоций (этакие…

  • Книжный завтрак: Был или не был, вот в чем вопрос....

    Д.Андервуд. Код Шекспира. С самого начала роман подозрительно напоминает "Код да Винчи". Я даже хотела презрительно фыркнуть и отложить…