Детский вопрос: зачем фараонам отбивают руки.



В Эрмитаже проходит выставка "Два Аменемхета. К 160-летию со дня рождения В.С.Голенищева", на которой представлены скульптурные портреты одного из самых известных правителей Древнего Египта эпохи Среднего царства - Аменемхета III (1853 - 1805 до н.э.).



Фрагмент статуи, высеченной из темно-серого базальта, происходящий из коллекции В.С. Голенищева, предоставлен ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сохранившееся в полный рост гранитное изваяние царя на троне из  собрания Государственного Эрмитажа.

Выставка приурочена к юбилею первого русского египтолога Владимира Семеновича Голенищева (1856 – 1947).  Владимир Семенович – личность поразитель-ная. В своей специальности был самоучкой, однако буквально за несколько лет ему удалось войти в число лучших в мире исследователей Древнего Египта. Будучи сыном рано умершего предпринимателя-миллионера, он поставил свое состояние на службу науке в форме собирательства египетских древностей, которым занимался почти сорок лет. Владимир Семенович обладал исключительным чувством вещи, что, в сочетании с финансовой независимостью, позволяло ему безошибочно выбирать и приобретать интересные и важные памятники. При этом ему сопутствовала удивительная удача – шедевры как будто сами шли ему в руки.

Коллекция Голенищева стала одним из самых крупных и наиболее профессиональным  частным собранием древнеегипетских памятников в мире. В 1898–1909 годах она размещалась в его доме на Моховой, специально приспособленном под частный музей, который был закрыт для публики, но доступен для специалистов.

Со студенческих лет, на протяжении более чем трех десятилетий жизнь Голенищева была связана с Эрмитажем - он был первым профессиональным хранителем египетской коллекции (с 1880 г., до него ее хранили неегиптологи) и автором первого каталога египетского собрания Эрмитажа (1891).  В 1899 году В. С. Голенищев, чтобы уделять больше времени собирательству, ушел в отставку, но остался  «состоящим при Императорском Эрмитаже сверх штата». Здесь им было сделано несколько блестящих открытий, на которых основывалась его мировая слава – прежде всего,  обнаружение и публикация трех великих литературных текстов, известных как «Поучение для Мерикара», «Пророчество Неферти» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Однако еще одно открытие, может быть менее заметное, но не менее важное, относится к совершенно другой сфере.

И в собрании Эрмитажа, и в голенищевской коллекции центральное место  занимают статуи царя Среднего царства (середина XXI – начало XVIII века до н. э.). На эрмитажной статуе сохранилась титулатура Аменемхета III (вторая половина XIX века до н. э.) – крупнейшего правителя этой эпохи. На основании сопоставления с эрмитажной статуей Голенищев смог атрибутировать свою фрагментированную статую, надписи на которой были утрачены, как изображение того же царя, а затем определить как статую Аменемхета III и одного из сфинксов из  нижнеегипетского города Таниса (ныне в каирском Египетском музее), который был последовательно узурпирован несколькими правителями более поздних эпох, уничтожившими первоначальную надпись и заменившими ее своими титулатурами. Для своего времени это была очень нетривиальная задача, так как надписанных царских портретов Среднего царства было известно немного, и поэтому опубликованная в 1893 году статья Голенищева о трех статуях Аменемхета III сделала его основоположником  изучения египетского портрета при  помощи стилистического анализа.

В 1908 году Голенищев оказался разоренным финансовыми махинациями своего зятя и был вынужден продать коллекцию. Николай II отказался приобрести ее для Эрмитажа, который был бы для нее наиболее естественным местом, и в результате она  попала в создававшийся тогда Музей изящных искусств в Москве, гордостью которого она является и поныне. С 1910 года Голенищев жил во Франции и в Египте; в Каирском университете им была создана кафедра египтологии, которой он руководил в 1923–1929 годах – таким образом, он стал создателем египетской школы египтологии. Владимир Семенович опубликовал том каталога папирусов каирского Египетского музея и до последнего дня жизни продолжал работать над своим главным трудом – большим исследованием синтаксиса египетского языка, которое осталось незавершенным.



Судьба самого Голенищева и его коллекции делают его связующим звеном между Эрмитажем и московским Государственным музеем изобразительных искусств, фигурой, на которую с гордостью и почтением оглядываются и в Петербурге, и в Москве. Поэтому, когда возникла мысль отметить совместной выставкой 160-летие со дня рождения Владимира Семеновича, сомнений не было – на ней должны впервые встать бок о бок две статуи, как и он сам, связывающие два музея, статуи, с которыми он работал и о которых писал, ни разу не видев их одновременно. У нас теперь такая возможность есть.



А моя взрослая дочь задала детский вопрос: а почему у них руки отбивают?
По-моему, им никто специально не отбивает, просто жил этот фараон во второй половине XIX века до нашей эры. Это сколько же лет-то прошло... Может его просто тупо уронили...
А дочь думала, что это такая народная егопетская традиция - отбивать статуям фараонов руки.

Posts from This Journal by “музей” Tag

  • Легенды Монпарнаса.

    Что я окончательно для себя уяснила - во время новогодних и Рождественских праздников в музеи Петербурга лучше не соваться! Когда собиралась в…

  • Ускользающая красота.

    Наконец то выбралась на выставку японской графики, которая еще в октябре открылась в Музее художественного освоения Арктики. Как оказалось, удачное…

  • Огни северных морей.

    На днях в Морском музее открылась небольшая, но интересная выставка - выставка акварелей Анны Михайловой "Огни северных морей". Имя…

  • Зимний день.

    Люблю очень лекции в музее по стории русского искусства. Даже если тема знакомая, все равно что-то новое интересное узнаешь. Вот вчера, например,…

  • Удивительный художник.

    В дни начала работы выставки "Лики России" в библиотеке Добролюбова была публичная лекция "Тенденция критического реализма Гелия…

  • Сузёмье.

    Ах, какой же вчера был чудный крещенский вечерок! Фольклорный театр "Сузёмье" в Гостиных дворах давал представление... Все участницы…