От Холмогор до Колы...

Старинная поморская поговорка гласит: от Холмогор до Колы тридцать  три Николы.Покровитель мореходов Николай Чудотворец пользовался у поморов особым уважением и почитанием, поэтому часовни, церкви, монастыри, обетные кресты на Севере часто пясвящались этому святому.

292343_177272659072397_762115555_n



Опытные мореходы между Холмогорами и Колой могли по прядку пересчитать все тридцать три Николы и описать их местонахождение. А ведь из этой поговорочки можно сделать вполне определенные выводы.
Можно предположить, что Николы во время плавания на моломерных судах на Мурманскую страду зачастую использовались как навигационные знаки и показатели пройденного пути, а само плавание велось по дуге вдоль западного берега Белого моря в непосредственной близости от берегов. Наличие "прибрежного" маршрута косвенно подтверждается словами М.В.Ломоносова: "... от города Архангельского до становища Кекурского, всего пути едва не семьсот верст, однако около оного времени не поспевал как в четыре недели, а один раз и в шесть недель на оную езду положено за противными ветрами от норд-оста". Семьсот верст за 4 недели - это очень маленькая скорость продвижения по морю (менее 30 верст в сутки). Можно предположить, что поморы во время плавания на промысел на маломерных судах многократно высаживались на берег, пережидая противные ветры и непогоду в заливах, и на островах Белого моря, постоянно ориентируясь на только им известные береговые приметы. Не могли же они месяц на своих небольших карбасах маневрировать вдали от берега, им нужны были топливо для костра, пресная вода, возможность обогреться и обсушиться, для чего необходимо было высаживаться на матерую землю.
Многие писали о безумной храбрости поморов, которые во время штормов выбрасывали свои суда на берег. На самом деле у них просто не было другого выхода. До XVIII века Север испытывал дефицит металла. Отражалось это и на поморском судостроении. Доски в корпусах поморских судов соединяли не гвоздями (гвоздей просто не хватало), а сшивали вицами - обработанными корнями можжевельника. Для "шитья" крупных лодей и кочей применялись вицы из тоненьких стволов молодых елочек высотою до двух метров. А теперь представте себе, как будут себя вести такие "сшитые" корнями суда во время шторма, как они будут выдерживать удары волн, которые во время непогоды по нескольку суток могут непрерывно обрушиваться на их невысокие борта.
Ответ очевиден - маломерные поморские суда (карбасы и т.д.) были плохо приспособлеты для плавания в штормовую погоду и вынуждены были держаться ближе к берегу, стремясь найти там укрытие в случае непогоды. Нередко их суда бесследно исчезали в морских просторах. Так, например, только в сентябре 1894 года во время сильного шторма в Белом море погибло сразу 25 поморских судов.
Если же сильный шторм заставал поморское судно далеко от берега, то больше шансов спастись было у тех, кто мог добраться до надежной гавани или в критической ситуации выброситься с судном на беломорский пляж. А для того, чтобы не попасть на камни и не разбить судно, нужно было очень хорошо знать все береговые ориентиры. Обращаясь в молитвах к Николаю Чудотворцу, мореходы одновременно внимательно высматривали очертания берегов, по береговым Николам выбирая место для высадки.
Так что тридцать три Николы - это не только пословица, это руководство по ориентированию во время плавания по Белому морю.

Здорово! Абсолютно неизвестная для меня информация. Было интересно. Спасибо!