Фотографируем осенние пейзажи

Эх! Запоздал немного материальчик! У нас уже почти все листья облетели...
Оригинал взят у nikonofficial в Фотографируем осенние пейзажи
Наступил яркий и интересный период – осень. Если вы хотите выжать максимум из нынешнего сезона и снять интересные пейзажи, предлагаем вам воспользоваться нашими советами.

Автор: Олег Подзоров

Пространство, открывающееся за счёт опадающей листвы, и мягкое освещение создают особо благоприятные условия для съёмки. Тем не менее, осенние пейзажи далеко не всегда бывают удачными: они могут быть и чрезмерно контрастными, пёстрыми, раздражающими обилием мелких деталей, и, наоборот, серыми и монотонными (если они сделаны в пасмурную погоду).

Главные причины появления невыразительных осенних снимков — недостаточный опыт фотографа в выборе сюжета, неправильное использование освещения и состояние атмосферы, так как в одних случаях осенний воздух идеально прозрачен, а в других — предельно насыщен влагой, что влияет на воздушную перспективу.

Но сначала о главном.

О цвете листьев

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему листья желтеют или краснеют? Хлорофилл, дающий листьям зелёный цвет, с приходом осени превращается в красный пигмент – муравьиную кислоту. Именно этим объясняется покраснение листьев. С другой стороны, в основе жёлтого цвета лежит пигмент каротиноид, который изначально содержится в листьях, однако весной и летом незаметен из-за хлорофилла. А осенью, когда хлорофилл распадается, проявляются каротиноиды, и листья становятся жёлтыми.

Автор: Илья Гомыранов

Осенью вовсе необязательно выискивать особо красивые места, достаточно отправиться в ближайший парк, сквер, или просто поискать интересные деревья вдоль улиц и дорог.

Но если вы всё-таки хотите снимать в лесу, помните, что здесь часто целесообразнее фотографировать без светофильтра. Вам очень хочется применить жёлтый светофильтр, чтобы ещё больше выделить листву? Не стоит.

Затемняя небо, жёлтый светофильтр осветляет золотисто-жёлтую листву, что приводит к полной утрате различий в её тональности. Но и тут есть свои исключения. Когда в сюжете присутствуют разные породы деревьев с жёлтой, багряной, коричневой листвой, можно применять любые цветные светофильтры без какого-либо ограничения для лучшего её тонального разделения.

Автор: Дэвид Кеохкерян

Кстати, при съёмке осенних листьев вам может очень помочь поляризационный фильтр. О возможностях его использования при съёмке в различном освещении мы хотели бы рассказать немного подробнее.

Как использовать разные виды освещения?

Если вы снимаете при прямом освещении, когда свет равномерно освещает осенние листья с той же стороны, с которой ведётся съёмка, вы можете использовать поляризационный фильтр для уменьшения количества отражённого от неметаллических поверхностей света. Это позволит избежать ненужных отражений на поверхности листьев, а также усилить яркость красок. Кроме того, применение поляризацинного фильтра позволяет сделать на снимке небо более насыщенным, получается очень чёткий контраст неба и листьев.

Автор: Иван Ширяев

Поляризационные фильтры бывают двух типов: с прямолинейной и круглой поляризацией. Если в AF камере применяется прямолинейный фильтр, возможны ошибки при фокусировке и настройке экспозиции, поэтому для таких фотоаппаратов мы советуем использовать круглые фильтры (их использование возможно и в MF камерах).

Необходимо помнить о том, что прямое освещение позволяет делать чёткие, детальные фотографии, но из-за отсутствия теней в этих снимках нет ощущения объёмности.

Объём позволит добавить другой тип освещения - боковой. Боковые лучи дают угловое освещение объекта, и, как правило, возникают утром – до десяти часов и во второй половине дня – после трёх-четырёх часов. Особенность боковых лучей как раз в том, что из-за них появляются тени, и снимок приобретает необходимый объём.

При съёмке в лесу в период «золотой осени» тени хорошо подсвечены отражённым световым потоком от жёлтой листвы, поэтому интервал яркостей и в этом случае относительно невысок. Тени должны быть достаточно проработаны, чтобы они не получились на снимках очень тёмными. Кратность всех светофильтров жёлто-оранжевой группы в пору «золотой осени» меньше, а голубого, наоборот,— больше номинальной.

Автор: Леонид Шарифьянов

Съёмка осенних листьев в контровом освещении может усилить впечатление прозрачности, яркости. Важная особенность при съёмке в контровом свете – включение положительной компенсации экспозиции, потому что автоматика камеры будет стараться уменьшить яркость снимка. Небольшая переэкспозиция позволит усилить яркость, насыщенность снимков. И кстати, эффект от использования поляризационного фильтра при съёмке против света исчезает, поэтому его в данном случае лучше не использовать.

Помните, что впечатление «золотой осени» на осеннем снимке можно передать лишь световым рисунком, поскольку все жёлто-красные цвета воспроизводятся на нём относительно короткой шкалой серых тонов, слабо отличающихся друг от друга. И это наиболее ощутимо, если снимок сделан при фронтальном освещении, поэтому различные варианты полуконтрового и контрового освещения предпочтительнее.

Не забывайте, что осенью при наличии на небе быстро движущихся облаков часто меняются условия освещения. Следует проявить терпение, дождаться наиболее выгодной интенсивности освещения, но снимать быстро.

Автор: Дэвид Кеохкерян

Какие ещё есть приёмы съёмки?

В качестве элемента, позволяющего добавить снимкам глубину, объёмность, можно использовать длинные тени, появляющиеся под мягким светом осеннего солнца. Для достижения максимального эффекта от использования в качестве элемента композиции теней можно посоветовать сделать небольшую отрицательную компенсацию экспозиции.

Автор: Влад Соколовский

Еще один замечательный приём - отражение осенних листьев в пруду или озере. Обязательным условием в данном случае является отсутствие ветра. Если будет ветрено, появятся волны, и отражение исказится. Кроме того, при съёмке в ясный день не избежать бликов, поэтом лучше всего фотографировать в облачную погоду.

Как найти идеальную погоду для осенних снимков?

А идеальной погоды нет. Все зависит от ваших целей. Для сюжетов «золотой осени» лучше всего подходят ясные, солнечные дни. Выразительные снимки могут получиться и при съёмке открытых пространств, и в лесу. Из-за негустой листвы и изменения её окраски осенью в лесу в 3-4 раза светлее, чем летом, несмотря на более низкое положение солнца. По этой же причине и контраст светотени становится меньше, что облегчает съёмку.

Дождливый день – хорошее время, чтобы передать настроение осени. В такое время можно сделать снимки, которые в ясную погоду не получатся. Когда небо затянуто дождевыми облаками, света немного, поэтому если фотографировать просто так, снимки получатся плоские, неживые. Лучше всего использовать вспышку и фотографировать листья, находящиеся недалеко от вас.

Мы уже упоминали о том, что красивые снимки можно найти совсем недалеко от дома. Попытайтесь по-другому взглянуть на вашу жизнь, попытайтесь найти свою «маленькую осень».

Автор: Дэвид Кеохкерян

При подготовке материала использовались материалы сайта nikon.ru и книга «Пейзаж, портрет, натюрморт». Выражаем благодарность фотографам, чьи работы послужили в качестве иллюстраций к материалу, а именно, Дэвиду Кеохкеряну, Владу Соколовскому, Леониду Шарифьянову, Ивану Ширяеву, Илье Гомыранову, Олегу Подзорову.

Понравился материал? Будем рады увидеть ваши комментарии, замечания и дополнения. А также рекомендуем добавить наш ЖЖ в друзья, нажав сюда.



Не забудьте также ознакомиться с другими материалами по теме:
15 советов при съёмке в дождь
Особенности съёмок в разные времена года. Часть вторая
Контровой свет и способы работы с ним
5 советов по съёмке на морозе для любителей
Главные вопросы композиции фотографии