Как-то по другому они детей любили...

Однажды сходив на показ какого-то спектакля в рамках "Театрального киносезона", я подсела на это днло и теперь стараюсь ни одного не пропустить. А пропустить "Короля Лира" с Энтони Шером в главной роли абсолютно невозможно.
Режиссером спектакля был Грегори  Доран.




Сейчас многие режиссеры стараются осовременить Шекспира, а вот Доран применил другой прием. У него Лир наоборот отодвинут в язычество.
Но я не хочу смотреть эту пьесу с исторической точки зрения, хочу - с современной. И несовременность костюмов мне в этом не помешает. Потому, что не пьеса трагедия, а жизнь - трагедия. То-есть и не трагедия даже, а суровая реальность. В этой постановке нет абсолютно правых и абсолютно виноватых. У каждого своя правда, а если эта правда не совпадает с чужой правдой, сразу возникает конфликт. Правы в чем то отцы, но правы и дети, вечный вопрос "отцов и детей".

После этого спектакля я стала больше понимать старших дочерей Лира, не оправдывать, нет, но понимать. Король Лир много ошибок сделал - и предпочел показную любовь более скромной, и отдал свои земли и власть старшим дочерям, но при этом ожидает от окружающих того же отношения, что и раньше, а от своих дочерей - почтения и почитания. Он же король!

А дочери - Гонерилья (Ниа Гвинн) и Регана (Келли Уильямс) - хотят сами наслаждаться этой властью, а может и свободой от отца. Они теперь сами "королевны", пусть и отец проявит почтение к ним! Да и, в конце концов, 80-летний старик со своими капризами и "слабостью ума" (чего стоит его поступок с Корделией) - это тяжелая ноша, которую не каждому легко вынести. Все по-своему правы. Сцена возвращения Лира со своей свитой с охоты и их пирушка наглядно показывает, что нелегко выносить это общество. Вот я лично вполне могу понять Гонерилью, раздражают...
Отец долго растил дочерей и вправе ожидать от них заботы на старости лет, но дочери всю жизнь подчинялись отцу-тирану и вправе желать свободы от отца и хотя бы соблюдения приличий в своем доме. Замкнутый круг и нет из этой ситуации выхода.

Примерно то же самое происходит и в семье графа Глостера. Как же быстро герои Шекспира отрекаются от собственных детей!!! Стоит кому то сказать что-то лохое, оно принимается на веру сразу и на сто процентов - и вуаля, проигравший становится изгоем.
Впоследстви "отцы" - король Лир и граф Глостер - прозревают, но чего стоит такое прозрение - рассудка, зрения, самой жизни. Что касается "благодарных" детей - Корделии и Эдгара - то оба они оказываются изгнанниками, живут вдали от своих отцов, любят их на расстоянии... Так может, если бы они остались при них, то и им бы не удалось избежать соблазна предать, избавиться, освободиться? Кто знает...

В любом случае, в конце все по-шекспировски умирают - и "хорошие", и "плохие", и правые, и неправые. Осталась всего парочка героев, чтобы было кому сказать заключительные слова.

Posts from This Journal by “театр” Tag

  • Они, оказывается, тоже были молодыми! Прикинь!

    Вот никогда не думала, что буду с восторгом говорить о Карле Марксе... Ни от чего не зарекайся... Ну какие первые ассоциации на ум приходят при…

  • Легенда.

    И снизу лед, и сверху. Маюсь между. Пробить ли верх иль пробуравить низ? Конечно, всплыть и не терять надежду, А там - за дело, в ожиданьи виз.…

  • Зимняя гроза.

    Кто утром прилетает в Петербург, а вечером уже спешит в театр (БДТ) на "Грозу", тот я (или та)! "Грозу", ясное дело, кто…

  • Мария Стюарт.

    Я очень люблю молодежные, эксперимнтальные театры. А питерский "Такой театр" именно такой театр. Правда, я у них пока только одн…

  • Двенадцатая ночь.

    Если уж замахиваться на комедию Вильяма нашего Шекспира, то безусловно, лучшая комедия - "Двенадцатая ночь". А "Двенадцатая…

  • Впадаю в детство...

    Наконец-то у меня появилось новогодне-рождественское настроение! И вовсе не благодаря тому, что в магазинах елки расставили и деревья в городе…