Он памятник воздвиг...

Сегодня на главпочтамте Санкт-Петербурга будет спецгашение, посвященное 300-летию со дня рождения Этьена Фальконе. Я обязательно пойду!!!

Этот скульптор создал для Санкт-Петербурга только один памятник, но какой! Памятник Петру I. Медный всадник.

Князь Голицын во Фрнции вручил Фальконе золотую и серебряную медали от Екатерины II. Это стало явным признанием его таланта, который царица не смогла оценить раньше. Говорят, что при этом Фальконе, потративший на свою глвную скульптуру 12 лет жизни, заплакал.
На одной из складок бронзового плаща Петра I есть надпись; "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".




Самой большой удачей в жизни Фальконе стал заказ Екатерины II на памятник Петру I для Петербурга. Русская императрица состояла в переписке со многими выдающимися людьми Европы, в том числе и с Дидро. Именно он посоветовал привлечь в качестве вытора для столь ответственного предприятия своего друга Фальконе. Дидро справедливо полагал, что гений скульптора еще не имел возможности выразить себя в полную мощь, что на родине его "обрекли на создание изящной скульптуры, на мадригалы, на идеи изысканные и утонченные".

Россия, превратившаяся в XVIII веке в могучую державу, реформы Петра, сама неординарная личность русского царя вызывали в Западной Европе пристальный интерес. Даже Вольтер написал Историю России при Петре Великом.

Фальконе принял предложение, договор был подписан в июне 1766, и скульптор 12 лет жил и работал в России. Чем более Фальконе роникался размахом деятельности Петра I, тем более его захватывал образ правителя России, захватывал и вдохновлял. Ему хотелось создать нечто грандиозное и великое, под стать Петру, сохдать главный памятник столицы.

Однако, когда скульптор приехал в Санкт-Петербург, ему сразу же предложили несколько проектов монумента. Они изобиловали аллегорическими фигурами, рельефами, надписями и т.д. В одной Записке, представленной в Сенат, автору рекомендовалось сделать так, чтобы Петр правым глазом смотрел на Адмиралтейство и в сторону империи, а левым - смотрел на Васильевский остров и Ингрманландию. Фальконе язвительно заметил, что "подобное положение глаз возможно лишь при косоглазии".

К чести Екатерины II, она приняла сторону Фальконе, сказав ему: "Посмейтесь над глупцами и идите своей дорогой". Скульптор так определял идею монумента: "Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям прекрасный образ законодателя, простирающего свою десницу над страной... он поднимается наверх скалы, служащей пьедесталом - это символ побежденных трудностей".



Великолепна фигура Петра, он кажется летящим на своем скакуне. Выразительно и грозно лицо властелина. В работе над головой Петра скульптору помогала его ученица М.Колло. Блистательно решение постамента - без него памятник многое бы потерял, динамика его фор подчеркивает устремленность вперед. Фальконе решил использовать в качестве постамента естственную скалу, и такая нашлась в окрестностях столицы - гигантский "Гром-камень". После необходимой обработки, которая должна была подчеркивать пластическую идею монумента, многотонная громада с величайшими трудностями была доставлена в столиц и заняла место на Сенатской площади.

После завершения работы над монументом и отливкой его в бронзе Фальконе покинул Россию, и открытие памятника, приуроченное к 20-летию воцарения Екатерины II, состоялось в 1782 году без него.

Некоторое время мастер жил в Гааге, где готовил к изданию свои литературные труды (вышедшие в Швейцарии в 1781), а в 1780 году вернулся в Париж. Академия художеств Франции присудила Фальконе звание адъюнкт-ректора. Скульптор скончался в 1791 году, оставив после себя прекрасные, полные юной грации и обаяния камерные скульптуры и один из самых гениальных монументов в истории мировой скульптуры.

Posts from This Journal by “это интересно” Tag