Это вам не "портрет Дориана Грея".

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин - "Портрет М.И.Лопухиной" Владимира Боровиковского. В XIX веке об этом портрете ходили нехорошие слухи.

                                  

Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла I. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая женщина скончалась от чахотки.

Во времена А.С.Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину - ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

Если отвлечься от мистики, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII века. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером.
А.Бенуа писал: "Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский."

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Полонский посвятил ему стихи:
          Она давно прошла, и нет уже тех глаз
          И той улыбки нет, что молча выражали
          Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
          Но красоту ее Боровиковский спас.
          Так часть души ее от нас не улетела,
          И будет этот взгляд и эта прелесть тела
          К ней равнодушное потомство привлекать,
          Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, озировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром  асонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери "переселил" ее душу в этот портрет.

Конец слухам был положен в конце XIX века. В 1880 году известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставлена на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии сошли на нет.


Posts from This Journal by “музей” Tag

  • Легенды Монпарнаса.

    Что я окончательно для себя уяснила - во время новогодних и Рождественских праздников в музеи Петербурга лучше не соваться! Когда собиралась в…

  • Ускользающая красота.

    Наконец то выбралась на выставку японской графики, которая еще в октябре открылась в Музее художественного освоения Арктики. Как оказалось, удачное…

  • Огни северных морей.

    На днях в Морском музее открылась небольшая, но интересная выставка - выставка акварелей Анны Михайловой "Огни северных морей". Имя…

  • Зимний день.

    Люблю очень лекции в музее по стории русского искусства. Даже если тема знакомая, все равно что-то новое интересное узнаешь. Вот вчера, например,…

  • Удивительный художник.

    В дни начала работы выставки "Лики России" в библиотеке Добролюбова была публичная лекция "Тенденция критического реализма Гелия…

  • Сузёмье.

    Ах, какой же вчера был чудный крещенский вечерок! Фольклорный театр "Сузёмье" в Гостиных дворах давал представление... Все участницы…