"Русский камень".

В большом музее "Гостиные дворы", кроме постоянной экспозиции, часто проводится много самых разных временных выставок. Мне нравится не торопясь, спокойно все посмотреть, поэтому я стараюсь за один раз посещать только одну выставку. В этот раз - выставка "Русский жемчуг".



Узорное шитье жемчугом - древнейший вид русского декоративного искусства. На мировом уровне он выступает символом национальной культуры России. Особая ценность его заключается в возникновении на основе пресноводного жемчуга, исстари в изобилии добывавшегося в нашей стране, и главным образом на Русском Севере. По красоте и стоимости северный жемчуг немногим уступал морскому, привозимому с Черного моря и Индийского океана.

На протяжении многих столетий жемчуг был самой любимой драгоценностью русского народа: им щедро украшали предметы церковного обихода и праздничные одежды знатных и простых людей.



За необычную популярность в России иноземцы называли жемчуг "русским камнем".

В XVI-XVII веках жемчуг добывали более чем в 60 северных реках. Изобильными жемчужными ловами славились реки Кольского полуострова и современной Карелии: Варзуга, Поной, Кола, Кереть, Солза...
От северного жемчуга кормилась немалая часть населения края - добытчики, торговцы, ювелиры-шлифовальщики, вышивальщицы. Жители поморских вотчин Соловецкого монастыря платили десятинный жемчужный сбор в патриаршую и царскую казну.



Северный жемчуг был, в основном, мелок, но встречался и крупный, размером с горощину. Особо ценились круглые жемчужины без выступов и наростов, их называли "скатными". Высоким качеством отличался жемчуг с Варзуги.

С XVI века северный жемчуг стал предметом не только внутренней, но и внешней торговли. В XVI-XVII веках Архангельск был главным местом жемчужного торга в России. В рамках политики усиления внешней торговли к русскому жнмчугу проявляли интерес Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, стремились регулировать его добычу. Однако с XVIII века объемы промысла жемчуга стали неуклонно снижаться.



Во второй половине XIX века промысел северного жемчуга резко сократился из-за сокращения популяции жемчужницы и падения спроса на речной жемчуг вследствие насыщения рынка его деевыми заменителями - бисером, перламутром, искусственным жемчугом. Еще одной причиной стала возрастающая популярность морского жемчуга, поддерживаемая российской аристократией. После начала первой мировой войны (1914-1917) добыча жемчуга на Русском Севере практически прекратилась. На Кольском полуострове промысел еще сохранялся в малых масштабах.
В связи с новыми культурно-историческими условиями, создавшимися в стране после 1917 года, жемчужный промысел и шитье жемчугом полностью сошли на нет.

Русское жемчужное шитье известно с Х века, но появилось, вероятно, значительно раньше. В средневековой Руси это искусство достигло высочайшего художественного уровня.




В XVI-XVIII веках жемчуг широко использовался в лицевом и орнаментальном шитье, Для украшения изделий применялся и привозной морской жемчуг, но чаще местный, добытый в северных реках. Из Архангельска жемчуг расходился по всей России, закупался для рукоделия женскими монастырями, царскими и боярскими вышивальными мастерскими, а затем некоторая часть его возвращалась на Север в виде ценных произведений церковного жемчужного шитья, выполненных высокопрофессиональными мастерицами царицыных светлиц, мастерских князей Старицких, бояр Годуновых, купцов Строгановых.



Чаще всего это были ценные вклады в северные монастыри и храмы-хоругви, ризы икон, пелены, покровы, облачения церковных иерархов.



В русском православном искусстве жемчуг - не просто украшение, его использование на предетах церковного быта имеет глубокий смысл. Сверкающая белизной и совершенством формы жемчужина - символ духовной чистоты, священной избранности, принадлежности к Царству Небесному. Совсем неслучайно в церковном шитье жемчугом обрамляются контуры и детали лицевых изображений Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и нимбы святых.



В течение многих столетий все слои русского общества носили одежды, украшенные жемчугом. Женское население Русского Севера вплоть до начала ХХ века продолжали носить венцы, повязки, кокошники, "сороки", усаженные северным жемчугом.



Жемчужные головные уборы были к этому времни довольно редки и очень дороги, передвались в основном по наследству. Северная народная традиция связывала жемчуг с идеей плодородия и благополучия, оэтому уборы и украшения з жемчуга занимали важное место в свадебной обрядности: они входли в приданое невесты, были желанным свадебным подарком.



Вот такая выставка, такая красота.

Posts from This Journal by “музей” Tag

  • Легенды Монпарнаса.

    Что я окончательно для себя уяснила - во время новогодних и Рождественских праздников в музеи Петербурга лучше не соваться! Когда собиралась в…

  • Ускользающая красота.

    Наконец то выбралась на выставку японской графики, которая еще в октябре открылась в Музее художественного освоения Арктики. Как оказалось, удачное…

  • Огни северных морей.

    На днях в Морском музее открылась небольшая, но интересная выставка - выставка акварелей Анны Михайловой "Огни северных морей". Имя…

  • Зимний день.

    Люблю очень лекции в музее по стории русского искусства. Даже если тема знакомая, все равно что-то новое интересное узнаешь. Вот вчера, например,…

  • Удивительный художник.

    В дни начала работы выставки "Лики России" в библиотеке Добролюбова была публичная лекция "Тенденция критического реализма Гелия…

  • Сузёмье.

    Ах, какой же вчера был чудный крещенский вечерок! Фольклорный театр "Сузёмье" в Гостиных дворах давал представление... Все участницы…